В стране железных дорог
«Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения». Эти слова Франца фон Герстнера, строителя первой железной дороги в Российской империи, и сегодня не теряют актуальности. Оператором отечественной сети железнодорожных магистралей с 1 октября 2003 года выступает ОАО «РЖД», созданное на базе Министерства путей сообщения РФ. Тогда в собственность молодой компании были переданы активы 987 организаций федерального железнодорожного транспорта.
Повысить конкурентоспособность в глобальном масштабе
Сегодня холдинг активно осваивает и внедряет новейшие отраслевые разработки: строит умные вокзалы, готовится ввести в действие беспилотные электрички и экологически чистые гибридные локомотивы. По данным журнала «Эксперт», в интегральном рейтинге крупнейших отраслевых компаний мира, учитывающем протяженность сети, парк локомотивов, выручку, грузо- и пассажирооборот, численность персонала, ОАО «Российские железные дороги» уверенно занимает второе место.
Эксплуатационная длина железных дорог холдинга насчитывает 85,6 тысячи километров, при этом электрифицированные линии протянулись на 43,8 тысячи километров. Подвижной состав РЖД включает в себя 166 895 грузовых вагонов всех типов, 17 898 пассажирских вагонов дальнего следования и 12 371 пассажирский вагон пригородных поездов.
По итогам 2020 года доля компании в общем грузообороте транспортной системы России с учетом трубопроводного транспорта составила 47,3% (без учета последнего — 87%). Объем погрузки на сети РЖД достиг 1,244 миллиарда тонн, было перевезено 869,4 миллиона пассажиров.
Для повышения эффективности функционирования отечественных магистралей была принята Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Первый этап ее реализации охватывал 2008–2015 годы и предусматривал последовательное обновление действующих мощностей и начало строительства новых железнодорожных линий. Результатом второго этапа, рассчитанного на следующие полтора десятилетия, должно стать динамичное расширение дорожной сети. В итоге предполагается создать инфраструктурные условия для появления новых точек экономического роста в стране, вывести отечественный железнодорожный транспорт на мировой уровень технологического и технического развития и повысить его конкурентоспособность в глобальном масштабе.
От границы до границы — за неделю
В рамках отраслевой стратегии Российские железные дороги реализуют ряд проектов, имеющих государственное значение. В их числе — модернизация БАМа и Транссиба с увеличением их провозной способности до 180 миллионов тонн к 2024 году, развитие Центрального транспортного узла, обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к Азово-Черноморскому бассейну. Предполагается, что после проведения всех намеченных мероприятий контейнеры от западной до восточной границы России будут доставляться всего за семь дней.
По итогам 2020 года провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей достигла 144 миллионов тонн. В частности, перевозка грузов в адрес дальневосточных портов увеличилась на 8,6% — до 110,4 миллиона тонн. Экспорт угля на восток вырос почти на 5% — до 100,9 миллиона — и впервые превысил объемы перевозок в западном и южном направлениях (суммарно — 98,8 миллиона).
Рост обеспечивается благодаря системному развитию Восточного полигона РЖД. Так, в прошлом году здесь были завершены основные работы, обеспечивающие движение поездов более чем на ста инфраструктурных объектах, пущено в эксплуатацию свыше ста километров дополнительных главных путей, уложено более двадцати километров путей на семи станциях и двух разъездах, реконструировано пятнадцать железнодорожных мостов, электрифицировано более 140 километров железнодорожных линий, введены в действие четыре тяговые подстанции (в Хабаровске, на станциях Смоляниново, Ния, Урюм), сдан в эксплуатацию пункт технического обслуживания локомотивов на станции Забайкальск.
Положительной динамики железнодорожники добиваются и за счет эффективных технологических решений — роста уровня маршрутизации перевозок, повышения веса поездов, организации вождения соединенных поездов с применением современных мощных локомотивов.
Умным дорогам — умные вокзалы
Десять лет назад РЖД начали модернизацию крупнейших железнодорожных вокзальных комплексов страны, внедряя систему «умный вокзал». Соответствующий пилотный проект был реализован в Анапе.
Умный вокзал предусматривает создание единого информационного пространства и автоматизацию процессов жизнеобеспечения здания и территории вокруг него (видеонаблюдения и дистанционной связи с пассажирами, контроля входных групп, температурного режима, освещения, пожарной и охранной автоматики). Мониторинг и координация осуществляются из диспетчерского центра. В прошлом году автоматизированной системой, позволяющей дистанционно управлять вокзальным комплексом, был, в частности, оснащен вокзал на станции Старая Русса, ставший пятьдесят вторым таким объектом на Октябрьской железной дороге. Также цифровыми стали вокзалы Атамановка и Солнцевая в Забайкальском крае, Ушумун и Поздеевка в Амурской области.
В общей сложности к октябрю подобная система была внедрена на 234 малых вокзалах России, и в ближайшее время руководство РЖД планирует пополнить их перечень еще двумястами станциями. В перспективе это позволит создать единую платформу дистанционного управления пассажирской инфраструктурой отечественных магистралей.
Выгодный мегапроект
Развиваются и городские железные дороги, прежде всего столичная железнодорожная сеть. Строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) должно сформировать новый транспортный контур мегаполиса с комфортными пересадками между линиями метро, наземным транспортом и пригородными поездами. Как сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв на декабрьском заседании президиума правительства Москвы, где обсуждались основные направления и результаты работы столичного стройкомплекса в 2020 году, сорок один ТПУ уже построен, пятьдесят семь проектов реализуются.
В ноябре прошлого года на Октябрьской железной дороге был открыт один из таких хабов — ТПУ «Ховрино». Он войдет в состав третьей линии Московских центральных диаметров (МЦД-3).
Проект «Московские центральные диаметры» предусматривает создание сети городских железнодорожных маршрутов (по сути — линий наземного метро), при помощи которых будут связаны между собой радиальные направления Московской железной дороги. В настоящее время уже действуют два из пяти МЦД: Белорусско-Савеловский (Одинцово–Лобня) и Курско-Рижский (Нахабино–Подольск). На очереди — Ленинградско-Казанский, ввод которого в строй намечен на конец 2022-го или начало 2023 года, а также Киевско-Горьковский и Ярославско-Павелецкий, чье строительство завершится до 2024-го и 2025 годов соответственно.
— Такие мегапроекты, связанные с железными дорогами, разгружают автомобильные дороги, делают экологию Москвы лучше, и в целом для города это очень выгодные проекты, — так охарактеризовал появление нового вида городского транспорта мэр столицы Сергей Собянин.
Расширяется и инфраструктура Московского центрального кольца (МЦК). Пассажирское движение по нему началось 10 сентября 2016-го, и за четыре года по МЦК проехали пятьсот миллионов человек. Кольцо объединяет тридцать остановочных пунктов, на семнадцати из которых можно сделать пересадку на метро и на десяти — на радиальные направления Центрального транспортного узла. Наибольший пассажиропоток за весь период работы МЦК отмечен на станциях Площадь Гагарина (44,8 миллиона человек), Кутузовская (27,7 миллиона) и Ростокино (21,8 миллиона), а в последнее время большой популярностью пользуется станция Нижегородская, где сформирован мощный пересадочный хаб.
— МЦК органично влилось в транспортную систему Москвы, создало для москвичей и гостей столицы новые удобные маршруты, — констатирует заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. — Чтобы сделать поездки пассажиров еще более комфортными, мы развиваем инфраструктуру и совершенствуем систему управления движением на кольце. Появляются новые связки с радиальными направлениями железных дорог и с метро, увеличен парк «Ласточек» и сокращен до четырех минут интервал их движения по кольцу.
— Мы все больше и больше подтверждаем, что железная дорога является агломерационным и городским видом транспорта, — подчеркивает Олег Белозёров. — В октябре 2020 года перевезли пятисотмиллионного пассажира на МЦК, уже сто миллионов человек воспользовались услугами МЦД — цифры выше, чем те, которые закладывались изначально. Это происходит благодаря тому, что проект постоянно улучшается, в том числе с учетом мнений, которые высказывают наши пассажиры.
До конца 2022 года планируется интегрировать МЦК с Киевским направлением Московской железной дороги. Для этого ОАО «РЖД» прокладывает соединительную ветку между Белорусским и Киевским направлениями в рамках проекта МЦД-4. На 30-метровой эстакаде здесь будет построена самая высокая в столице станция — Камушки, северный вестибюль которой объединится с остановочным пунктом Деловой центр МЦК по принципу «сухие ноги», а южный вестибюль — со станцией Тестовской Белорусского направления.
Фото: ОАО «Российские железные дороги», stroi.mos.ru